Советы про сад и растения

Проект недели: Сад «Декорации Метерлинка» на выставке в Москве

О проекте
Место: Москва, парк искусств Музеон, VIII Московский Международный фестиваль садов и цветов (Moscow Flower Show)
Год: 2019
Размер: 100 кв.м
Ландшафтные архитекторы: Мария Принтц и Марина Береснева, 100derev
Растения для сада: партнер и главный спонсор проекта питомник «Южный»
Фото: Марат Яхин
Интересный факт: пьеса «Синяя птица» была написана писателем-символистом Морисом Метерлинком по заказу Московского Художественного театра к его десятилетнему юбилею

———————————————
В ВАШЕМ ГОРОДЕ…
Через Houzz можно нанять дизайнера или архитектора в любом городе и стране. Начать поиск специалиста
———————————————

Marat Yakhin Сад «Декорации Метерлинка» — метафора, сотканная из ленд-арта. А по сути это настоящие декорации, живые, многослойные, выполненные из натуральных материалов: березовых веток, мха, сосновой коры, и драпированные живыми и сухими цветами.

«Березовые ветки сплетены в такую форму, что если смотреть на сад со стороны двух фасадов, видно кулису с драпировкой. Эта кулиса, по форме напоминающая птицу с распростертыми крыльями и хвостом, стала образом Синей птицы», — рассказывает Мария Принтц.

Наталия Тверитинова Одно из крыльев «птицы» свито в форме большого гнезда. На ветках лежит множество гнездышек, которые воспринимаются как дети этого большого гнезда. Внутри гнездышек уложен мох и серебристо-зеленые бусинки из сухоцвета. «Мы не были подчинены символике гнезда, а просто вили гнезда и раскладывали их по всей Синей птице», рассказывает Марина Береснева.

Сад получился очень тактильным, атмосферным, всем хотелось потрогать березовые ветки. «Ой, это из чего?» вопрос, который постоянно звучал в саду.

Наталия Тверитинова Н.А. Фердинандов. «Лес». Проект сценографии, 1921 г.

Мария Принтц вспоминает: «Идея проекта родилась, когда под руку попалась книга с пьесой, которую я решила почитать ребенку. А решение сделать выставочную декорацию, символизирующую Синюю птицу, пришло, когда мы изучали книжные иллюстрации и эскизы декораций к спектаклю. Сама же идея ленд-арта как кулисного пространства из веток возникла из картинки-кулисы Николая Фердинандова для первой театральной постановки».

Marat Yakhin «Наш проект был заявлен как большой арт-объект. Для себя мы решили, что он будет не больше 50 кв.м. Но по ленд-арту нельзя сделать точный проект приходится учитывать правила архитектуры живого материала. Мы не могли заранее знать, насколько “вырастут” крылья и хвост птицы. Кроме того, арт-объект зависит от пространства, в котором находится. Когда сплели птицу, включили наш ленд-арт в ландшафт, привязали его к существующим деревьям, добавили живые посадки получился уже не арт-объект, а выставочный сад размером 100 кв.м», — продолжает Мария.

Marat Yakhin Изначально покрытие арт-объекта планировали сделать из сосновой коры без подготовки основания. Но когда во время монтажа сад увеличился в размере, пришлось импровизировать на месте и делать дорожку. Чтобы закрыть ливневый колодец, дорожку сделали галочкой. Выкрашенная в синий, она подчеркивает символику Синей птицы.

Beresneva Marina Мария и Марина считают, что у каждого сада должен быть сценарий. Этот сад спроектирован таким, чтобы проходящие через кулисное пространство посетители могли представить себя героями фантастической пьесы, отправившимися в путешествие по сказочным мирам в поисках Синей птицы.

Marat Yakhin Марина Береснева вспоминает: «На фестивале очень интересно было наблюдать за детьми в саду. Они бегали, танцевали, играли и хохотали от души».

Marat Yakhin Как сама пьеса разделена на отдельные сцены и эпизоды, так и в саду прослеживаются отдельные«комнаты», которым присвоены разные действия. Важная деталь: арку сделали ниже человеческого роста. Это дает возможность поиграть с проходом наклоняясь, мы входим в какое-то действие, в другое пространство, оказываемся внутри пьесы.

Marat Yakhin Мы проходим через сад, как через воображаемый лес, и попадаем на покрытую сосновой корой поляну. Влажная кора пахнет, как в настоящем лесу. «Поляна была для нас паузой в инсценировке: когда мы все шли лесом, должна была быть где-то остановка», — объясняет Мария.

Внимательный зритель мог заметить висящую на дереве старую клетку (на фото клетка стоит на земле). Авторы сада не стали заключать птицу в клетку. Пустая клетка символизирует именно поиск Синей птицы, которую никому пока не удалось поймать.

Marat Yakhin Марине и Марии творчество Метерлинка оказалось очень близко. Для них стала открытием философская книга «Разум цветов», в которой писатель размышлял об уникальности сознания растений и бесчисленных инстинктах цветов. «Все проявления разума, которые мы находим у растений, неисчислимы и непрерывны, в особенности среди цветов, в которых сосредоточено стремление растительной жизни к свету и разуму», — писал Метерлинк.

Marat Yakhin Именно растения стали персонажами «сказочной пьесы» в постановке ландшафтных архитекторов. Посетители этого наполненного тонкими деталями сада, подобно героям пьесы Метерлинка, «увидевшим скрытое» в самых простых и обычных вещах, имели возможность увидеть его в знакомых растениях.

Marat Yakhin При выборе растений Марина и Мария ориентировались в первую очередь на их архитектуру, цвет и создаваемый образ. И поскольку пьеса фантастическая, подбирали растения, имеющие сказочный вид.

Они включили в пространство сада создающую фантастический образ срезку, флористику, например, сухоцветы лотоса (Nelumbo). «Лотосы стали главными героями нашей сказки. Это персонажи-наблюдатели, многоглазые и умные. Разве нельзя приписать им интеллектуальные способности космического уровня?» задавались вопросом авторы сада.

Marat Yakhin На фото: лаванда узколистная (Lavandula angustifolia) Dwarf Blue

Цветы к декорации подобрали в сине-фиолетовой гамме, чтобы пьесу можно было узнать и по палитре.

Marat Yakhin С помощью постоянно цветущих шиповника и астильбы в сине-фиолетовую гамму сада добавили розовых красок. Пушистая розовая астильба из питомника «Южный» гибрид астильбы простолистной (Astilbe simplicifolia) сорта Hennie Graafland была раскидана по всему саду.

Растение, без которого не обходится ни один лесной участок, росло на солнечном месте снаружи сада в одной группе (как на фото) с шалфеем дубравным, котовником Фассена и лавандой узколистной. «Мы допустили такую экологическую несовместимость потому, что разговаривали в саду языком метафоры, и для нас растения были красками. Розовая астильба объединяла и давала сказку. А какой кураж в саду она задала! Было бы скучно, если бы мы все решили в синих, сиреневых, голубых тонах», объясняет Мария.

Marat Yakhin «Астранции (Astrantia) мы использовали в виде срезки. Из-за дефицита места пришлось поставить их в капсулах с водой. Важно, что все было соткано из живого материала», отметили авторы сада.

Marat Yakhin На фото: шалфей дубравный (Salvia nemorosa) Caradonna, астильба простолистная, лилейник гибридный (Hemerocallis hybrida) Scarlet Orbit, котовник Фассена (Nepeta faassenii) Six Hills Giant

«В саду была четкая раскадровка по растениям. Например, котовник повторялся, связывая разные части сада», — отмечают ландшафтные архитекторы.

Marat Yakhin Образ зарослей создавала роза ругоза (Rosa rugosa) или шиповник морщинистый. Невысокий грубый кустарник посадили двумя крупными массивами, пространство нельзя было перегораживать высокими деревьями. На момент создания сада уже отцвела актинидия коломикта (Actinidia kolomikta). Эта лиана создавала заросли, обвиваясь вокруг растущего в Музеоне дерева.

В саду летало много шмелей, привлекаемых котовником, шалфеем, лиатрисом и шиповником.

Marat Yakhin «Еще в саду была скумпия кожевенная или обыкновенная (Cotinus coggygria). Питомник предоставил нам розовую скумпию. На садовых участках мало где можно пристроить это южное растение, чтобы оно смотрелось красиво и интересно, а не само по себе, как экзот», — поделилась Мария.

Marat Yakhin Воздушные светло-розовые кустики цветущей скумпии напоминали мохнатые облака и перекликались с розовой астильбой.

Marat Yakhin Центральная часть сада под пологом была спланирована на растениях вертикальных форм. Это фиолетовые дельфиниумы (Delphinium), ярко-розовые лиатрисы колосковые (Liatris spicata), дающие обильную фактурную листву, и такие злаки, как вейник (Calamagrostis) вариегатной формы и луговник дернистый или щучка (Deschampsia cespitosa).

Marat Yakhin Через круглые отверстия-окошки можно было заглянуть в сад, подсмотреть за происходящим в нем. Это такие вопросительные окошки, включающие посетителей в игру «Ой, а что там». Но интересная картина была не только внутри, но и снаружи сада: через окошко любопытно было наблюдать за соседним садом, посвященным театру «Современник» и Галине Борисовне Волчек.

Marat Yakhin На фото: лиатрис колосковый (Liatris spicata) Floristan Violett

Лиатрисы проявили себя как сказочные растения, поддерживая в саду атмосферу волшебства. Так совпало, что сад, посвященный «Современнику», также украшали лиатрисы. «Причем наши лиатрисы и их были в одной тональности. Эта случайность на нас здорово работала», вспоминают ландшафтные архитекторы.

Marat Yakhin

Marat Yakhin На фото: дельфиниум высокий (Delphinium elatum) серии Magic Fountains Dark Blue with White Bee

Дельфиниумы играют свою роль в сказочной пьесе. Изначально Марина и Мария рассчитывали, что сад полностью погрузится в фиолетовые люпины. Но фестиваль перенесли на две недели, и люпины, не дождавшись его начала, отцвели. Их заменили дельфиниумами, которые прекрасно раскрылись как сказочные персонажи. Кроме того, их вертикальность перекликается с лиатрисами, а круглая форма белоснежных башмачков-головок — с глазками лотосов.

Marat Yakhin Важными акцентами в саду были живые (не сухоцветы) клематисы (Clematis) в срезке. Они стояли в проходе под аркой в капсулах, драпированных живым мхом. Вьющиеся вокруг березовых веток клематисы создавали впечатление, будто выросли здесь сами по себе.

Мха в саду было много: с его помощью сымитировали атмосферу сказочного леса.

Marat Yakhin Украшение сада, его насыщение происходило по ходу воплощения идеи. Чтобы задрапировать сад сухоцветами, сымитировать лесную чащу с морошкой и брусникой, на складе у производителя набирали сухие ягоды и цветы и надевали их на ветки.

Marat Yakhin Среди веток живописно смотрелся засушенный синеголовник (Eryngium). Сказочность этому персонажу придавала причудливая замысловатая форма соцветий. Даже само название цветка подыгрывало сказке о Синей птице. Растения привезли в срезке синими, но постепенно они засохли и слились по цвету с березовыми ветками (на фото синеголовники пока еще синие).

Наталия Тверитинова Фото Дарьи Бересневой

Для сада купили несколько килограмм засушенных коробочек соплодия древовидного пиона, выкрашенных производителем в фиолетовый цвет. Лепестки пионов рассыпали в клетке, на поляне и на фасаде под котовником.

Beresneva Marina Фото Михаила Щеглова

Туман, создаваемый туманной установкой в сырой тенистой зоне, подсвечивался голубой подсветкой и придавал еще более фантастический вид сказочному лесу. Оборудование, шланги и все, что необходимо было скрыть от глаз, спрятали в ящике с противоположной от фасада стороны. А сам ящик, выкрашенный в синий и увитый вьющейся жимолостью каприфоль (Lonicera caprifolium), незаметно «растворился» в саду.

Marat Yakhin Автоматический полив, туманная установка: Bysova, группа компаний «Центральный парк»

Марина Береснева вспоминает: «Туманная установка производила настоящий фурор. Кто-то из посетителей пытался пить, умываться, мыть руки. Кто-то подходил поближе и наблюдал за изменением действительности: сад заволакивало туманом, солнце играло в плетении веток и картинка становилась декорацией к сказке. Кто-то, наоборот, пытался пощупать туман, фыркал от неожиданности, но потом успокаивался и втягивал носом влажный ароматный воздух».

Наталия Тверитинова Очиток (Sedum) Matrona, с плотными зонтами-шапками и фиолетовыми стеблями и листьями, в двух местах сада оказался рядом с астильбой, отлично сочетаясь с ней по цвету и структуре соцветий.

Листья очитка растения из рода суккулентных боятся влажности, поэтому их спрятали от распылительных трубочек туманной установки.

Marat Yakhin Синяя подсветка окошек, «огоньки-светлячки» внутри веток, многочисленная подсветка растений всю художественную работу с ландшафтным светом проделал Михаил Маркин. Компания «Ландшафтный свет» поставила светильников почти в два раза больше, чем было запланировано.

Принтц Освещение, подсветка: Михаил Маркин, компания «Ландшафтный свет»

Над поляной установили лампу с эффектом лунного света. Когда свет ночью падал пятном на поляну, она выглядела еще более загадочно, а светящаяся синим клетка казалась волшебной.

Принтц «Изначально нас пугала идея подсветки. Но Михаил почувствовал, как сделать так, чтобы свет выглядел театрально. Сочетание тумана и освещения усиливало ощущение сказочной атмосферы. Получилась такая живая инсталляция», — поделились авторы сада.

Принтц Монтаж сада не прекращался даже под дождем и занял десять дней. Плести Птицу Марине и Марии помогали Дарья Береснева и Екатерина Удалова. Девушки также занимались посадкой растений и дорожками. А вот тяжелую физическую работу, например, забуриваться в глубину при установке каркаса, выполняли мужчины.

Наталия Тверитинова На Синюю птицу ушло пять заваленных при расчистке ЛЭП берез. Самые длинные ветки (помимо гибкой арматуры) образовали каркас. Длину крыльев птицы определила длина каркасных веток. На них уже надевали остальные ветки. Для Марины и Марии это был уже второй опыт лозоплетения — свой первый «кокон» они сплели за две недели на фестивале «Сады и люди» в 2017 году.

Марине такое сплошное лозоплетение напомнило строчки Анны Ахматовой: «Когда б вы знали из какого сора…»

Принтц На фото: Марина Береснева и Мария Принтц — не просто прекрасные ландшафтные архитекторы и садовницы, но и волшебницы, без которых сказка была бы невозможна. Дресс-код в саду про Синюю птицу — исключительно синий

ОБ АВТОРАХ ПРОЕКТА…
Перейдите на страницу 100derev, чтобы изучить другие работы из портфолио ландшафтных архитекторов
__________________________

У ВАС ЕСТЬ ДЛЯ НАС ПРОЕКТ…
Загрузите съёмку в свой профиль на Houzz, отправьте ссылку с кратким описанием

Для справки: Какие объекты мы публикуем

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть